Меню сайта
Категории каталога
основная [24]
Наш опрос
Мнение пользователя о сайте
Всего ответов: 34
Поиск
Друзья сайта
 Каталог статей
Главная » Статьи » Рукопашный бой, боевые системы » основная

Единоборство востока и запада.
ЕДИНОБОРСТВО ВОСТОКА И ЗАПАДА В БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
Игорь ЗАЙЧИКОВ, БиП, № 2, 2005.
Тренер-преподаватель кафедры теории и методики прикладных и экстремальных видов спорта РГУФК, Вице-президент Московской Международной Федерации Русского Рукопашного Боя.

Воинская культурная традиция имеется в национальной культуре любого народа и составляет его неотъемлемую часть. Имеется этот культурный пласт и в культуре русского народа, и в культуре других народов России. Правильнее было бы сказать, что такой культурный пласт имелся. Веками воинские традиции и воинская физическая культура, воинские упражнения и игры, в том числе и рукопашные состязания, были основой воспитания, физического развития и первоначальной боевой подготовки защитников своего народа. Но на протяжении XX столетия эти традиции на территории нашей страны почти исчезли. Особенно сильно пострадали народные воинские традиции русских, украинцев и белорусов. Достаточно сказать, что в Советском Союзе практически все народы и народности сохраняли какие-то остатки национальных видов рукопашных состязаний, в первую очередь, национальных видов борьбы. По ним проводились соревнования, присваивались спортивные разряды и мастерские звания. От богатого набора национальных видов борьбы, кулачного и палочного боя славянского населения СССР не осталось ничего. Все это было заменено олимпийскими видами спорта — борьбой, боксом, фехтованием.

Следует признать, что для этого имелись как объективные, так и субъективные причины. Сохранение подобной традиции в современном быстро меняющемся мире, когда резко, в течение одного-двух поколений изменяется уклад жизни народа — задача очень и очень сложная. И без поддержки государства и мощных общественных организаций традиционная воинская культура в подобных условиях исчезает. Именно это и произошло в России. Если в XVII веке в кулачных боях не гнушались участвовать даже такие крупнейшие государ
ственные деятели, как граф Григорий Григорьевич Орлов и его брат Александр Григорьевич, князь Григорий Александрович Потемкин, который потерял в этой потехе глаз (по другой версии он лишился глаза в драке с братьями Орловыми), то, начиная с середины XIX века, образованная часть общества стала рассматривать традиционные на­родные физические состязания и, в первую очередь, кулачный бой, как проявление дикости и необразованности народа. Традиционно негативно относилась к народным рукопашным состязаниям и Русская Православная Церковь, видя в них отголосок язычества. При Советской власти кулачные бои считались хулиганством со всеми вытекающими из этого последствиями. Совершенно противоположный подход мы видим в странах Дальнего Востока, в первую очередь, в Японии, Китае, Корее. Традиционные боевые искусства в этих странах всегда рассматривались как суще­ственный и неотъемлемый элемент национальной культуры. Более того, боевые искусства послужили одним из основных механизмов для решения целого ряда важнейших государственных проблем. В Китае в конце XIX века различные направления национальных видов рукопашного боя были организационной и, отчасти, идеологической базой восстания ихэтуань, известного также как боксерское восстание. Япония активно и эффективно использовала национальные боевые искусства в период после буржуазной революции 1878 года и после поражения во Второй Ми­ровой войне для идеологической консолидации общества и противодействия западному культурному влиянию. Япония, Корея, Китай и сейчас самым активным образом используют свои национальные боевые традиции, точнее их рыночный вариант, для того, чтобы вызвать на Западе, в том числе и в России, интерес и симпатию к своим национальным культурам, для пропаганды выгодных им геополитических идей, обеспечения благоприятного психологического климата для продвижения своих товаров. Помимо решения этой, маркетинговой по своей сути задачи, сам по себе экспорт национальных боевых искусств приносит этим странам миллионные прибыли. Продви­жение национальных видов единоборств на международной арене для этих стран - элемент государственной политики.

Следует заметить, что культурный обмен, культурные заимствования - совершенно естественная сторона межнационального общения. И в том, что народы России знакомятся с культурой народов Дальнего Востока, в том числе и с традиционной воинской культурой, нет ничего плохого. Нет ничего ненормального и в том, что дальневосточные государства эксплуатируют мировой интерес к своим национальным воинским традициям для достижения собственных политических и экономических целей. В международных отношениях каждое правительство обязано добиваться своих собственных целей всеми разрешенными международным правом средствами. Плохо другое. Сплошь и рядом приходится говорить не о культурных заимствованиях, а о прямом низкопоклонстве перед "великими восточными авторитетами".

Давайте, сравним количество федераций различных восточных, точнее дальневосточных, боевых искусств с количеством федераций боевых искусств, базирующихся на традиционных для народов России воинских умениях. Давайте сравним количество людей, занимающихся традиционными для нашей страны спортивными дисциплинами - боксом, самбо, греко-римской и вольной борьбой, фехтованием, с теми, кто занимается различными видами карате, тэквондо, айкидо, хапки-до, дзюдо, дзю-дзюцу, кэндо, нин-дзюцу, у-шу. Давайте сравним количество детей, приходящих ежегодно в тренировочные группы по этим направлениям, с теми, кто начинает занимается исконно традиционными для России видами спортивных [единоборств. Давайте сравним количество денег, затраченных на рекламу дальневосточных спортивных единоборств и псевдоприкладных систем, со средствами, затраченными на прямую рекламу бокса, самбо, вольной и греко-римской борьбы, ;фехтования, не говоря уже о русских, российских национальных видах боевых искусств. Давайте сравним количество, продолжительность, да и качество телепередач и журнальной продукции, посвященных дальневосточным рукопашным системам, с теми, что посвящены нашим отечественным системам.

При этом самое плохое то, что ни реальная история Японии, Китая, Кореи и других стран этого региона, в том числе история взаимоотношений с нашей страной, ни реальная история военных столкновений стран этого региона с народами Запада и с Россией, ни реальная традиционная и современная культура этих стран, ни национальный ха­рактер их народов освещения не получают. Нас пичкают откровенным кичем, откровенной рекламой, откровенной пропагандой превосходства народов этих стран. Как-то, само собой разумеется, что самые мудрые люди и лучшие рукопашные бойцы жили и живут на Востоке, что лучшие рукопашные системы созданы на Востоке, что самый мудрый и эффективный подход к физическому воспитанию сформировался на Востоке, что наиболее эффективные концепции стратегии созданы в Китае. Уже не одно поколение выросло на этих мифах и в нашей стране, и в Европе, и в Америке. Если перевести на обычный язык вежливые замечания, намеки и недоговорки многих апологетов Востока, то получается следующая картина. Восточные боевые искусства это высокая культура, глубокая и обязательно гуманная философия, рациональное мышление, здоровый образ жизни. И вообще это нечто возвышенное, в высшей степени благородное и, вдобавок, самое-самое эффективное. А русские боевые искусства, как и родившиеся на Западе спортивные единоборства - грубое творение грубых, примитивных людей, безо всякой философской базы. А если какая-то база и имеется, то она варварская и антигуманная. И уж, конечно, все эти "поделки" по эффективности во­сточным системам, якобы, и в подметки не годятся. Конечно, не все специалисты по восточным единоборствам грешат таким подходом, но очень и очень многие. А некоторые из них говорят и пишут все это открытым текстом. Приходится встречаться с призывами воспитывать детей и молодежь в духе бусидо и традиций шао-линя, с раннего детства обучать их восточной философии, в частности дзэн-буддизму и восточному этикету, а восточные системы единоборств сделать основой физического воспитания подрастающего поколения. Если пойти по этому пути, то молодежь у нас вырастет в большей степени китайцами, японцами или корейцами, чем русскими, татарами, чувашами, дагестанцами и т.д. Не говоря уже о том, что реальная научная и жизненная ценность восточной философии более чем сомнительна. Да и утверждения о том, что народы Дальнего Востока создали наиболее эффективные рукопашные школы и системы физического развития не выдерживают критики.

Ни в коей мере не отрицая достижений народов Дальнего Востока в различных областях знания, в том числе и рукопашного боя, хотелось бы отметить, что и народы Запада не лыком шиты, в том числе и народы нашей страны, и русский народ. До принятия западной культуры и "мудрый Китай", и "непобедимая Япония", и Корея со всей их древ­ней восточной мудростью стагнировали, голодали, вымирали от болезней, не имели современной науки, жили в условиях сословного общества. И, что немаловажно, регулярно проигрывали западным народам военные столкновения. Объективный исторический анализ показывает, что даже в условиях рукопашных схваток, даже в тех случаях, когда у восточных народов было подавляющее численное превосходство, побеждали, как правило, представители Запада. Начну с XVI века. Филиппины. Флотилия китайско-японских пиратов высаживает десант из 600 человек отборных головорезов и внезапно нападает на Манилу - тогда маленькое испанское поселение торговцев с небольшим гарнизоном. Испанцы захвачены врасплох и смогли стянуть к месту боя меньше 300 человек солдат и купцов, причем многие из них не успели надеть доспехи, а значительная часть купцов были пожилые люди 50 - 60 лет. Крепостной стены у поселения практически не имелось, ружей было очень мало, из-за внезапности нападения пушки не сделали ни одного выстрела. То есть фактор внезапности налицо. Бой шел холодным оружием (напомню, нас усилено убеждают, что уж в этой-то области народы Востока, якобы, традиционно сильнее народов Запада). В результате пираты бежали, потеряв 400 человек. Потери испанцев — 50 человек. Соотношение один к восьми. Причем отряд из 200 японцев не отступил, бился до последнего и был перебит полностью. Кто, испанцы или китайско-японские пираты проявили большее воинское умение и силу духа? Теперь XVIII век. Несколько японских пиратских судов напали на два английских фрегата. Один фрегат был взят на абордаж, была захвачена верхняя палуба, капитан погиб на мостике, но, в конце концов, нападавшие были перебиты. Одного из них захватили в плен и на следующий день собирались повесить, но он сумел порвать веревки и бросился за борт. Почему-то наши ревнители воинского превосходства Востока над Западом очень любят приводить этот случай как пример японской воинской доблести.

Попробуем провести объективный анализ данного инцидента. Очевидно, что нападение было неожиданным, иначе англичане просто потопили бы пиратов артиллерийским огнем, артподготовка в английском флоте всегда была на высоте. Кстати, до второго фрегата пираты так и не добрались, видимо, там не зевали. Экипаж атакованного ко­рабля не был готов к нападению и абордажу, оружие было в пирамидах, поэтому пираты и захватили верхнюю палубу и мостик. Как это всегда бывает при внезапных нападениях, у англичан, конечно, возникли паника и неразбериха, отчего они понесли значительные потери — даже капитан был убит. Однако англичане смогли контратаковать и уничтожили нападавших полностью. Хочу подчеркнуть, что абордажный бой, это бой почти исключительно холодным оружием, свалка в тесноте, где каждый бьется за себя. Особенно в тех условиях, в которых оказались англичане. Ну и кто здесь проявил больше мужества, кто был более искусен в бою, японцы или англичане? Хочу подчеркнуть, что в обоих случаях фигурируют японские пираты - "ваке", которые наводили страх на самых отважных самураев.

А вот примеры из истории русско-китайских столкновений.

Россия вошла в соприкосновение с Китаем в XVII веке. Русские казаки проникли в Приамурье и Приморье. Основной целью казачьих экспедиций было, в первую очередь, "мягкое золото" - пушнина. Местных жителей чаще грабили, реже торговали с ними и обязательно вынуждали их платить ясак - дань пушниной русскому царю. Здесь казаки и столкнулись с китайскими торговцами, которые так же охотились за пушниной. Естественно, что китайское правительство послало войско, чтобы уничтожить казаков. А тех, в свою очередь, людьми и ресурсами поддерживала Москва, точнее сибирское воеводы — военно-административные наместники царя в различных регионах Сибири. Вот только помощь людьми была минимальной, тогда как китайцы в людях недостатка не имели. Сначала китайский отряд численностью 1500 человек атаковал маленькое укрепление русских Авачанский острог (острогом в то время называлась не тюрьма, а небольшая крепость, поселок, обнесенный тыном - изгородью из поставленных вертикально вплотную друг к другу бревен). Русских в остроге было всего 206 человек. Китайцы напали внезапно, проломили тын и ворвались на территорию острога. В результате ожесточенного рукопашного боя китайцы отступили, потеряв уби­тыми 676 человек. Потери русских - 10 человек. После этого 10-тысячное китайское войско осадило Кумарский острог, в котором находилось 500 человек казаков, в 20 раз меньше чем китайцев. Осада длилась почти месяц, было несколько попыток штурма. В конце концов, китайцы бежали, понеся большие потери. Сколько людей потеряли стороны, мне выяснить не удалось, нашел только перечень наших трофеев — 2 пушки, 800 ядер и более 30 пудов пороха. Здорово, видно, драпали "мудрые и непобедимые" китайские воины! Следует признать, что и у китайцев были успехи. Отряд казаков численностью в 500 человек столкнулся с превосходящими силами китайцев и после ожесточенного боя отступил, потеряв убитыми более 200 человек.

Затем центром русско-китайского противостояния стал острог Албазин. Его обороняло 447 человек казаков, охотников, скупщиков пушнины и крестьян с тремя пушками и 300 ружьями. Острог осадили китайские силы численностью до примерно 15 тысяч человек при 30 больших и 15 малых пушках и 100 ружьях. Это 30-и кратное превосходство в численности и 15-и кратное по артиллерии! Русский гарнизон отразил несколько приступов, но потом, исчерпав возможности обороны, воевода Албазина А. Толбузин сдал острог, добившись свободного пропуска казаков и жителей острога с оружием и имуществом. Основные силы китайцев ушли от острога, оставив небольшой гарнизон. Через два месяца русские вновь захватили Абазин. Теперь его гарнизон составлял 826 человек при одной небольшой мортире, 8 пушках и 3 за-тинных пищалях (среднее между ружьем крупного калибра и длинноствольной малокалиберной пушкой). Китайцы числом до 10 тысяч отборного войска при 40 пушках опять осадили Албазин. 10-и кратное превосходство по людям более чем 3-х кратное по артиллерии. Осада длилась почти пять месяцев. Китайцы несколько раз пытались взять острог штурмом, русские неоднократно делали вылазки. Среди осажденных свирепствовала цинга, от которой умерли более 500 человек. В конце концов, в остроге осталось 66 человек живых. Потери китайцев составили более 2500 человек. Кстати, среди них значительная часть погибла от голода — это к вопросу о "стратегической мудрости" китайцев. То есть китайцев в строю осталось не менее 7500 человек против 66 русских, изнуренных цингой, часть из которых составляли подростки. Наших меньше в 113 раз! И что сделали китайцы, о которых сам китайский император писал что это "лучшие маньчжурские войска"? Они отошли от Албазина и сняли осаду. В 1899 г. в Китае вспыхнуло восстание ихэтуаней, более известное у нас как боксерское восстание. Название это возникло потому, что символом восстания было изображение кулака, а сами восставшие называли себя "народ большого кулака". Восстание тщательно готовилось, его организационной базой были многочисленные группы, где крестьяне занимались у-шу. Причем, основное внимание в этой подготовке уделялось работе с оружием. Выдающиеся мастера у-шу частенько становились вожаками повстанческих отрядов. Восстание первоначально было направлено против династии Цин, правившей Китаем. Однако правительство сумело направить народное недовольство против европейцев (в том числе и русских) и японцев, беззастенчиво эксплуатировавших Китай и китайцев. Китайское правительство воспользовалось случаем и так же бросило войска против иностранцев. Вообще, надо сказать, что китайцы к иностранцам всегда относились плохо. Их всех, оптом, презирали как людей некультурных, (с китайской точки зрения), да еще и боялись. Назывались иностранцы "заморские черти". Заодно ненавидели и китайцев-христиан.

На первых порах погибло много европейцев и японцев, в основном гражданских специалистов, миссионеров, купцов, дипломатов, их жен и детей, китайских христиан. Все убийства были крайне жестокими, как это всегда бывает при бунтах черни. Европейцы и японцы быстро создали объединенные вооруженные силы и начали военные действия и против восставших, и против правительственных войск. Численность войск коалиции в каждой операции, в каждом бою четко отражена в журналах боевых действий. В китайской армии учет был поставлен хуже, поэтому численность регулярных китайских войск можно определить округленно.

Количество повстанцев, участвовавших в том или ином деле, часто вообще не учитывалось и определялось на глаз либо при подсчете убитых и по показаниям пленных. В целом принято считать, что число повстанце в 10 раз превышало число правительственных войск. Это соотношение сил необходимо учитывать при анализе военных действий. Качество основной массы китайских войск было невысоким, хотя и имелись хорошо подготовленные части с современным по тем меркам оружием. С самого начала восстания сводный отряд коалиции в составе 350 человек пробился в Пекин и взял под охрану посольства. Гарнизон Пекина насчитывал 70 тысяч человек правительственных войск плюс повстанцы. Многочисленные попытки взять посольства штурмом были отбиты с большими потерями для штурмующих. Затем началась карательная операция. Здесь информация о боях крайне однообразная. Отряд из 1100 европейцев под командованием английского адмирала Сеймура вступил в бой с двухтысячным отрядом китайских регулярных войск, поддержанных отрядами "боксеров". Численность повстанцев неизвестна, но выше я приводил ее соотношение с правительственными войсками. Китайцы, по донесению Сеймура, сопротивлялись мужественно, но, в конце концов, бежали, оставив на поле боя 400 убитых; у союзников потери и убитыми, и ранеными — 50 человек. Один из фортов города Тяньцзинь оборонял трехтысячный китайский гарнизон, вооруженный современными винтовками, не испытывающий недостатка ни в артиллерии, ни в боеприпасах. Штурм союзников длился 2 часа, закончился штыковым ударом. Китайцы бежали, оставив более 800 убитых. Потери коалиции — 45 человек убитыми и ранеными.

Тот же город Тяньцзинь повторно через некоторое время штурмует союзный отряд в 3000 человек под командованием русского генерала Стесселя. Город защищает 18 000 человек при 90 орудиях. Китайцы продержались меньше суток и бежали. Их потери составили примерно 1000 человек убитыми, союзников убито 175 человек. Пекинское направление защищала группировка численностью до 250000 человек регулярных войск и повстанцев. Имелось три хорошо укрепленные рубежа обороны. Отряд европейцев в 18000 человек за 8 дней вышел к Пекину, захватив все три оборонительных рубежа.

Пекин, как я уже писал выше, защищал 70-и тысячный гарнизон и неизвестное количество повстанцев и городского ополчения. 15 тысяч союзников штурмовали Пекин с разных направлений и за два дня заняли огромный город полностью. Хочу отдельно остановиться на действиях русской армии. Помимо участия в боях в составе объеди­ненной группировки, о чем говорилось выше, Россия вела отдельно боевые действия против китайской армии и повстанцев. И здесь повторяется уже знакомая картина.

5000 китайцев атакуют станцию Мукден Китайско-Восточной железной дороги, принадлежавшей России. Станцию защищают не регулярные войска, а 31 человек чинов охранной стражи, вооруженной устаревшими и снятыми с вооружения винтовками Бердана, и 21 служащий железной дороги, среди них 2 женщины. Отразив несколько атак, русские расчищают дорогу штыками и вырываются из окружения.

Китайцы в числе 8000 человек осаждают город Харбин, который обороняют 5430 человек. В первом же штурме китайцы теряют до 800 человек убитыми. 400 из них уничтожены в штыковом бою. Потери русских - 5 убитых и 10 раненых. Четыре сотни казаков штурмуют хорошо укрепленные позиции китайцев на высотах. Хочу отметить, что сотня — воинская часть в казачьих войсках численностью в 110 — 120 человек. Позиции взяты, китайцы потеряли 200 человек убитыми. Потери русских — 6 убитых и 24 раненых. Русские войска штурмуют крепость Хунчунь. Кре­пость хорошо укреплена, ее защищает большой гарнизон регулярных войск и "боксеров". Штурм длился три часа. Русские потеряли 7 человек убитыми и 5 ранеными. Потери китайцев свыше 1000 человек только убитыми.

Вы еще не устали? Могу продолжать дальше, но, уверен, и так понятно, кто лучше воюет. Можно, конечно, подвергнуть сомнению данные русских и европейских источников о потерях китайцев в боях. Приврать о своих успехах любят все и всегда. Но вот что интересно. В 1992 г. в Китае вышла книга "Военная история Китая". 6-я глава этой книги называется "Военные действия у Якса против агрессии царской России". Якса -китайское название Албазина. Здесь очень подробно описана вся албазинская эпопея, конечно, с китайской точки зрения. Так вот, все данные о численности и потерях русских отрядов совпадают с тем, что приводится в наших источниках. Совпадают и данные по численности китайских войск. Отмечается, что бои были ожесточенными, и что русские оказывали китайцам эффективное сопротивление. Но вот о потерях китайцев говорится только, что они были высокими, число погибших и раненых не приводится. Не заставляет задуматься? В любом случае во всех перечисленных примерах многократное численное превосходство китайцев очевидно. И так же очевидно, что, несмотря на это они терпели поражение за поражением. Конечно, китайская армия уступала армиям европейских стран и Японии по выучке и вооружению. Все верно. Но были и в китайской армии хорошо вооруженные и подготовленные европейскими ин­структорами части. Да и гигантское численное превосходство в значительной мере компенсировало это отставание. А уж в штыковых-то боях китайские мастера меча и копья должны были бы себя показать. Но где это мастерство? А воинский дух, который, вроде бы, должен вырабатываться занятиями у-шу и китайской философией, он-то куда подевался? Штыковой бой был одним из основных видов боя даже в Первой Мировой войне, когда в войсках были и пулеметы, и ручные гранаты. А в 1900 г. ничего этого не было, и при том численном превосходстве, которым обладали китайцы, сойтись на дистанцию штыкового удара они могли почти всегда. Но даже когда сходились, проигрывали. Противоположный пример — в том же 1899 г. Великобритания напала на две маленькие бурские республики на юге Африки — Трансвааль и Оранжевое свободное государство. Бурами назывались потомки голландских колонистов и французских гугенотов, бежавших от религиозных преследований на родине. Буры упорно сопротивлялись вооруженным по последнему слову техники и превосходящим (подчеркиваю!) по численности английским войскам, часто имея на вооружении кремневые, а то и фитильные гладкоствольные ружья. Англичане победили, но война длилась до 1902 г., дольше, чем китайское сопротивление. Кто проявил больше мужества, китайцы или буры? Я здесь ничего не говорю о вооруженном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге в 1935 г., закончившимся полным разгромом советскими войсками китайцев с огромными потерями с их стороны. В этом конфликте советские войска широко применяли штыковые удары, и опять не зафиксировано ни одного случая победы китайцев в штыковых боях.

В 1967-68 гг. со стороны КНР был предпринят ряд провокаций против советских пограничников на реке Уссури, на острове Даманский, на участках 1-й и 2-й застав 57-го погранотряда. Вначале на нашу территорию переходили небольшие группы китайских "рыбаков", затем группы стали более многочисленными, до нескольких сот человек, они уже превосходили по численности пограничников. Вели себя агрессивно, в ход пускали ломы, топоры, дубины. Командование запретило применять оружие, но нарушителей с территории СССР выдворить. Пришлось драться. Наши пограничники действовали прикладами, рогатинами, дубинами. Наконец, настал день, когда на цепь пограничников бросилось до тысячи отборных разъяренных бойцов. Сшибались приклады и колья, трещали кости и черепа. На автоматах не осталось прикладов, погранцы наматывали на руку ремни и бились тем, что осталось от автоматов. Положение спас командир заставы лейтенант Бубенин. Он вскочил в БТР и приказал механику-водителю направить машину на китайцев. Четверых задавил, остальные убрались на свою территорию и дальше бесновались там, через границу больше не лезли. На следующий год китайцы предприняли вооруженное нападение на нашу территорию в районе острова Даманский и на участке границы на территории Казахской ССР. На Даманском 57-й по-гранотряд при поддержке дивизиона минометов "Град" отразил наступление китайской дивизии. А в Казахстане два десятка отборных диверсантов были блокированы пограничниками и после того, как отказались сдаться, уничтожены. Теперь поговорим о Японии. Русско-японская война 1904 - 1905 гг. была для нас неудачной. Следует отметить, что русской армии противостояло не средневековое войско, вооруженное катанами. Япония в 1904 - 1905 годах имела армию и флот, построенные, вооруженные и обученные по европейскому, в частности, английскому и немецкому, образцам.

Впрочем, начнем с одного эпизода за несколько лет до войны. Будущий Николай II, а тогда еще Наследник престола Николай Александрович, вместе со своим другом, наследником греческого престола Георгом путешествовали по Японии. Оба были изрядными шалопаями и частенько задевали национальные чувства японцев. Однажды во время торжественной церемонии один из полицейских офицеров торжественного караула совершил покушение на будущего Русского Императора. Он бросился на Николая сзади и ударил его мечом по голове. Представьте себе ситуацию. Ни Николай, ни сопровождавший его Георг Греческий ни о какой опасности не помышляли и ни к чему такому не готовились. Покушавшийся имел многолетний опыт японского фехтования (все офицеры японской полиции в обязательном порядке занимались кендо и дзю-дзюцу), нападал неожиданно и сзади. На голове у Николая Александровича была только легкая фетровая шляпа. И что же, его разрубили до пояса? Или, может быть, всего-навсего развалили ему голову до плеч? Ведь опытный рубака, да и японский меч - лучший в мире. Ничего подобного! Николай получил легкую рану и вскоре продолжил свое путешествие. Но интересно и другое. После удара мечом Николай побежал, покушавшийся погнался за ним, но Георг Греческий бросился на японца и сбил его с ног. Георг никогда восточными единоборствами не занимался, просто был физически крепким молодым человеком, получившим, как все тогдашние члены царствующих европейских домов, хорошую подготовку в верховой езде и европейском фехтовании, а также какие-то навыки в английском боксе и французской борьбе. И он сбивает с ног опытного полицейского офицера, с обнаженным мечом в руках, эксперта по кендо и дзю-дзюцу! Теперь вернемся к русско-японской войне. В ходе ее не зафиксировано ни одного случая победы японцев над нами в штыковых и сабельных боях, если силы были хотя бы приблизительно равны. А в результате атаки русской казачьей бригады на японскую кавалерийскую дивизию, последняя была вырублена полностью. После этого боя Микадо (японский император) издал специальный приказ, запрещающий японской кавалерии вступать в сабельный бой с русской кавалерией, не имея, как минимум, тройного превосходства в силах. Так что отнюдь не уступали русские войска японцам по готовности к рукопашному бою, да и по храбрости, выносливости, силе духа.

Осада русской крепости Порт—Артур была одним из эпизодов той войны. Русские войска сдали Порт-Артур после длительной осады многократно превосходящими силами японцев. Потери гарнизона крепости составили 17000 человек. Японцы потеряли 140000 человек, в 8,2 раза больше, чем русские. Причина победы Японии в 1905 году не в слабости русского солдата, а в тогдашней общей неэффективности управления Российским государством и русской армией. Япония же в высшей степени грамотно использовала немецких и английских инструкторов для создания современных для того времени армии и флота, строила боевую подготовку армии с учетом опыта последних военных столкновений, в частности, англо-бурской войны 1899-1902 гг. Тогда как командование русской армией мыслило ка­тегориями русско-турецкой войны 1877-78 гг. Были и другие причины поражения русских войск, не зависящие от их боевой подготовки и силы духа. Укажу одну из них - повальное пьянство офицеров, да и рядовых, которым ежедневно полагалась порция водки. Притом, что кормили их крайне скудно. А при недостатке провианта выдачу водки увеличивали. Германский Кайзер, который внимательно следил за боевыми действиями, ехидно замечал, что, исходя из опыта русско-японской войны, в будущей войне победит тот, кто меньше пьет на позициях.

Впрочем, в 1945 году СССР с лихвой расквитался с Японией за поражение.

Попутно замечу, что в японской армии обучению штыковому бою традиционно уделялось большое внимание, причем бою по западному образцу. Однако некоторые чисто японские подходы существенно снижали эффективность подготовки. В 1930-х годах Главный штаб Красной армии проводил исследование о подготовке к штыковому бою в армиях вероятного противника. Были проанализированы пособия по штыковому бою немецкой, французской, английской, польской, американской и японской армий. Пришли к выводу, что в армиях вероятного противника подготовке к штыковому бою уделяется большое внимание, что по сравнению с Первой Мировой войной эта подготовка стала более рациональной за счет того, что разные страны заимствовали друг у друга наиболее эф­фективные находки, и поэтому все пособия близки друг к другу и строятся на единых принципах. В части, посвященной штыковому бою в японской армии, констатировалось, что штыковая подготовка у японцев строится на том же техническом и тактическом арсенале, что и в странах Запада, и в

лучшую сторону ничем от них не отличается. Наоборот, отмечалось, что в японской технике отсутствует выпад, и это существенно снижает ее эффективность. Кроме того, отмечалось, что японцы уделяли много внимания фехтованию на толстых палках, которые удерживали двумя руками (сейчас мы понимаем, что это фехтование на ката-нах), и высказывалось сомнение в практической ценности этого. Опыт Второй Мировой войны эти выводы подтвердил. Хотя американцы как могли избегали штыковых боев, в целом они превосходили в этом японцев. А катаны японцы лихо использовали, чтобы рубить пленных, но в боях пользы от них не было.

Так что весь реальный исторический опыт свидетельствует о том, что исторически сложившиеся на Западе, в том числе и в России, подходы к воинскому искусству, в целом, более эффективны, чем те, что сложились на Дальнем Востоке. Я говорю именно о практике, а не о моде, рекламе, кино, масс медиа и т.д.

Мне могут возразить: а Корея, а Вьетнам? Отвечу. Корейская и Вьетнамская войны — это уже войны, в которых американской армии противостояли советская военная техника и подготовленные советскими инструкторами специалисты. Да и то, победа китайских войск над американцами во время войны в Корее требует более подробного анализа.

Для начала цифры. Американцы потеряли в корейской компании 54 426 человек, а китайцы чуть меньше миллиона - 18 раз больше. То есть на каждого убитого американца приходится 18 китайцев. Замечу, что в наступательных боях на подготовленные позиции противника нормальным считается соотношение сил три к одному, в самых сложных случаях - пять к одному. А здесь восемнадцать к одному, причем это не численность войск, а потери только убитыми. Если включить сюда раненых, картина еще более безотрадная, в американских источниках мне встречалась цифра один со стороны американцев к двадцати двум со стороны китайцев, вместе по убитым и раненым. А если взять количество войск, принимавших участие в боях, то соотношение будет еще более разительным. Это при том, что качество вооружения и подготовка у китайской армии не уступали американским. Мы поставляли Китаю самую современную технику, наши летчики на наших самолетах практически завоевали господство в воздухе, китайские командиры учились в наших военных училищах и знали современную на тот момент тактику, в китайских войсках работали наши инструкторы. Почему же такие потери? Китайцы применили свою тактику - тактику атаки волнами. То есть идет в атаку первая волна, ее всю выбивают. Затем без перерыва - вторая волна, ее тоже выбивают. Далее третья, четвертая и так далее. Были случаи, когда китайцы бросали в бой до 25 таких волн. У американцев оружие не выдерживало интенсивности огня и выходило из строя -у артиллерийских орудий, пулеметов, да и у авто­матов буквально отваливались стволы. И окопы практически безоружных американцев буквально захлестывали китайцы, превосходя их в несколько раз по численности. Так что от своей привычки воевать числом, а не умением, китайцы и в середине XX века не отказались. Кстати, в ходе ирано-иракской войны иранцы так же применяли тактику атаки волнами, и у иракцев так же выходило из строя оружие, только теперь уже нашего производства. Теперь несколько слов о гуманизме и благородстве китайской и японской философии и базирую- ' щихся на ней жизненных принципах. Начну с того, что говорить о китайской философии как о чем-то едином нельзя. В Китае исторически существовали три основных философских школы - даосизм, различные направления буддизма и конфуцианство. Причем, все они в корне противоречат друг другу, хотя каждая из них и использует постулаты других школ. Да и рассуждать о "гуманизме" этих школ, особенно в сфере их приложения к жизненной практике, который всегда подчеркивают наши поборники превосходства Востока, у меня лично язык не поворачивается. Только один пример. В 30-е годы XX века в армии Китая находилось много советских военных советников, которые оставили свои мемуары. Однажды группа советских офицеров - инструкторов в сопровождении китайских офицеров переправлялась на небольшом пароходике через Хуанхэ. Один из матросов упал в воду. Что ж, спустили шлюпку, бросились спасать че­ловека? Ничего подобного, все китайцы стали держать пари - выплывет он или утонет. Когда советские офицеры потребовали остановить пароход и спасти тонувшего, им объяснили, что народа в Китае много, всех не наспасаешься. Даже спасательный круг отказались бросить - он денег стоит. Большие гуманисты, не то, что мы, нам у них учится надо.

Что касается Японии, то даже самые восторженные поклонники этой страны о японском гуманизме говорят мало. Вместо этого звучит тема самураев — об их верности долгу, преданности господину, воинском искусстве, тонкости вкуса, о той^ благодетельной роли, которую они сыграли в истории Японии. Разберем все по порядку. Относительно тонкости вкуса ничего возразить не могу. Искусство Японии, при всем его отличии от наших традиций, не может не восхищать. Правда, не все нам удается понять и не всем восхищаться. Например, не довелось мне встретить ни одного человека, которому искренне понравился бы традиционный японский театр. Но так всегда бывает с чужими культурами.

Ничего не моргу возразить и против того, что самураи были хорошими воинами. Если какое-то

сословие воюет из поколения в поколение в течение сотен лет, конечно, это сословие даст великолепных солдат. Впрочем, с европейским дворянством дело обстояло ровно также. И не только с дворянством. В Европе и крестьяне, и горожане - купцы, ремесленники - также умели держать оружие в руках, и часто не хуже дворян. Тоже самое и в России. Выше я приводил исторические п

Категория: основная | Добавил: rusish (24.05.2007)
Просмотров: 728 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]