Волк В сказках славян чаще всего из зверей действует волк. Волк - символ отваги, благородства и великодушия. Тигр и орел нападают на слабого. Волк - единственный из зверей, который осмеливается нападать на сильного. Недостаток силы он заменяет отвагой и ловкостью. Если же волк проиграл бой, он умирает не как собака, а молча, не издав ни звука. И, умирая, поворачивается мордой к своему врагу. Даже попав в капкан, волк не сдается – он отгрызает себе лапу и уходит. Волк - особо почитаем войнами. Не случайно он выбран воинским тотемным животным во многих архаичных культурах мира, в том числе и в русской культуре. Осмысленное поведение волчьей стаи: хитрость, ум, отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Недаром существовало в древности личное имя Волк (до сих пор на Балканах есть имя Вук, у немцев Вульф). Считалось что волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают тех, кто обречен на погибель Егорием Храбрым (Георгием Победоносцем), волчьим пастырем, т.е. пастухом. Собственно говоря, этот образ появился уже в христианские времена. Древние наши предки видели в нем прежде всего повелителя небесных волков, которые словно гончие псы, участвуют вместе с волчьим пастырем в дикой охоте и носятся по небесам. Спускаясь на землю Георгий въезжает верхом на волке, щелкая бичом, гонит перед собой волчьи стаи и грозит дубинкой. Иногда он приходит к деревням в образе седого старика, но иногда сам оборачивается диким зверем, и тогда ни один пастух не может уберечь от него свои стада. В лесу он созывает к себе волков и каждому определяет добычу. Кто бы это ни был – овца, корова, свинья, жеребенок или человек, он не избегнет участи, как бы не был осторожен, потому что волчий пастырь не умолим, как сама судьба. Об этом говорят и пословицы: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «Волк ловит роковую овцу», «Обреченная скотина, уже не животина». Сказки и мифы древней Руси, 2003 г. А вот, что о нем говорится в народных поверьях: "Белый волк, Белый царик — волк, наделенный особой магической силой; царь над волками; леший, принимающий вид волка; лесной «хозяин», царь; оборотень. Волк в поверьях — лесной властитель, «хозяин» зверей. Белый цвет выделяет такого волка как высшее, наделенное сверхъестественными способностями существо: это «старший» волк или лесной царь, «хозяин», оборотень. В повествовании из Смоленской губернии белый царик (белый волк) водит волчьи стаи: «Тэй белый царик, кали тронить чилавека, то и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни тронить». В рассказе, записанном на Русском Севере, белым волком становится парень-оборотень. Промысловики Сибири наделяли сверхъестественными свойствами черных и белых волков, так называемых «князьков»" ,3еленин, 1936 г. Вот еще выдержка из "Белорусского народного календаря": "6 мая (Юрий) праздник Ярилы, сына Лады и Дажбога, опекуна удачи и любви; Ярило (Юрий) открывает землю ключами, выпускает весну, царь леса. Иногда являлся в образе деда, а иногда белого волка. Он же персонифицируется с Георгием Победоносцем, Литовская «Погоня», возможно связана с ним."
Источник: http://www.slavyanin.ru/ |